Чудеса Православия

Что правда а что самообман


Из всего числа сайтов, которые описывают "Чудеса Православия" особо выделю лишь два  [1,2], на других сайтах представленна практически та же информация.

Сначала обсудим любительские фотографии. Всякому, кто более менее знаком с техникой, химией и физикой фотографии причины необычности снимков очевидны. Основные из них:

Наложение снимков, т.е. когда пленка из-за технического сбоя не продвигается или продвигается только частично.


Съемка в полумкаке без фотовспышки, т.е. с большой выдержкой. В результате при движении светящихся объектов (например, свеч) на фотографии прослеживается светящиеся следы.

Съемка при боковом освящении струек дыма, исходящих от свеч. На темном фоне струйки дыма могут прослеживаться на несколько метров. На снимке внизу виден краешек заходящего Солца в правом верхнем углу.

Гало - светящиеся вокруг Солна круги и кресты (столбы). Если рассеяние лучей Солнца в каплях воды приводит к возникновению радуги, то гало возникает в результате рассеивания лучей Солнца в кристалликах льда,  в которые превращаются капельки воды в более холодных верних слоях атмосферы.



Но это все любительские фотографии, которые собственно не имеют официального признания Церкви. Другое дело чудо отображения икон на стеклах, которыми они были прикрыты. В Церквях эти стекла выставляются отдельно рядом с иконой, отображение которой они на себе несут.

Попытка объяснить явление посредством медленного испарения и диффузии краски к стеклу разбивается о четкость изображений, которую можно было бы получить разве что только контактным способом.

Я уже был на грани поверить в это чудо... Если бы не икона "Призри на смирение".  Изображение на стекле переданно наиболее точно, чем на фотографиях других икон, что позволяет произвести детальное сравнение изображений на иконе и на стекле.

Ikona-steklo

Сам я разбираюсь мало в живописи, но могу предположить, что человек сведующий уже догадался, что на стекле отображенно не столько полное изображение на иконе, сколько его контуры. Из [3] можно узнать, что контуровка производилась уже в заключительном этапе изготовления икон, т.е. слой контуровки является один из самых близких к поверхности, черной краской на базе сажи, цвет которой весьма стоик и со временем практически не меняется. Причем особой прорисовки подлежали лица и обнаженные части тела, а также складки одежды. И это особенно хорошо прослеживается на изображении Девы Марии.

Пусть это так, заметит читатель, пусть верхний слой, пусть самый стойкий цвет, но как могла эта контуровка так точно отобразится на стекле?

Как ни странно, но это вполне возможно, тем более когда начинает проясняться, что изображение имеет своим источником собственно изображение на иконе, т.е. исключительно материальную причину. Достаточно предположить, что икона долгое время пролежала горизонтально, стеклом вниз - все остальное дело естественных физических процессов.

Даже после основательной просушки масленного изображения краски продолжают  сохнуть дальше, хотя и намного медленнее, в сущьности процесс высыхания никогда не прекращается. Поэтому логично ожидать, что спустя годы после помещения иконы под стекло на внутренней стороне стекла образуется тонкий масленичный слой, из-за поверхностного натяжения каплевидной структуры (подобно тому как на внутренней стороне крышке каструли с кипящей водой конденсируется вода).

Высыхание имеет и другой побочный эффект - краска начинает уменьшаться в объеме, что приводит к ее растрескиванию - сначало верхних слоев, защитного масленного лака, а затем дело доходит до верхних слоев краски, в которых находятся также контурные линии а затем все глубже и глубже. Первые поверхностные трещины микроскопического размера, не видимые глазом, по мере же углубления становятся все крупнее (наглядный пример - старые картины в музеях, рисованые маслом).

При растрескивании откалываются микроскопические частицы краски. Расположенна икона горизонтально, стеклом вниз,  эти частицы падают на стекло и увязают в масленном слое. Так как воздух между иконой и стеклом стоячий, то траектория частиц определяется исключительно силой земного притяжения. Как следствие они падают строго вертикально параллельно друг к другу. Таким образом происходит практически идеальный перенос изображения иконы на стекло, что и объясняет необычную четкость изображений на стекле. Изображение, а точнее его верхний слой прорисовки как бы спадает на стекло. Более того увязая в масленном слое микрочастицы уже не могут соскользнуть со стекла, если его ставят вертикально - копия сохраняется.

Уникальность явления и то, что оно смогло проявиться в полной мере, заключается в том, что во времена советской власти многие иконы попали в музейные хранилища или хранились по домам, где десятилетия лежали вероятно из практических соображений именно стеклом вниз, чтобы это стекло случайно не было поврежденно. Вот два примера:

"Троицкая чудотворная икона святителя Николая чудотворца до революции находилась в Никольском мужском монастыре в окрестностях г. Троицка. В годы большевистского лихолетья, после разгрома монастыря, она исчезает. В 70-е годы XX века чудотворная икона святителя Николая была найдена под спудом на чердаке закрытого храма..." [4]

Раз икона была найдена "под спудом", то и лежала она очевидно стеклом вниз, иначе бы хлам продавил бы стекло. И похоже, что находилась она в таком состоянии не одно десятилетие, быть может больше 40 лет.

"Икона " Призри на смирение", которую принесла схимонахиня Феодора, была передана ей на хранение священником Введенской обители (где она проходила послушание) отцом Борисом Квасницким в 30-х годах. В 1961 году после повторного закрытия Введенского монастыря, матушка стала насельницей Флоровского монастыря... Икона все это время находилась в келье матушки..." [5]

Можно предположить, что до 1961 года икона не висела парадно в келии этой монахини, иначе ее могли бы изъять и уничтожить, а была "на хранении", а именно запрятанна где-нибудь под грудой хлама опять же стеклом вниз, чтобы случайно не разбить его. Нет уверенности, что и после 1961 года она постоянно висела на стене, т.е. в общей сложности икона могла лежать стеклом вниз от 30 до 60 лет.


Уже представляется мне ликующее лицо убежденного атеиста - изоблаченны еще одни "поповские враки", и грусть в глазах человека верующего - ведь так хотелось бы, чтобы духовной жизни сопутствовали чудеса. Но как бы это ни было странно, а замысел моей статьи далеко не антирелигиозный. Мной двигает желание заинтерессовать людей науки в серьезном изучении необычных явлений, которые сопровождают религиозную жизнь.

С объективным подходом можно было бы проверить и мою гипотезу. Достаточно поместить какую-нибудь маслом рисованную картину под стеклом стеклом вниз в климатическую камеру и периодически менять температуру например от -30 до +50 градусов, вызывая таким образом ускоренное старение красок. Процесс образование отображения на стекле можно было бы наблюдать и заснимать поэтапно.

Но даже напряженно пытаясь использовать мое физическо-техническое образование и практический опыт инженера и даже подключая воображение, я не в состоянии объяснить многие другие феномены.

Больше всего будоражит описание Ланчанского чуда [6]. В заключении [6] пишится:

"...По свидетельствам современников чуда, материализовавшаяся Кровь позже свернулась в пять шариков разной формы, затем затвердевших. Интересно, что каждый из этих шариков, взятый отдельно, весит столько же, сколько все пять вместе..."

Если это правда, то это прямое нарушение закона всемирного притяжения!..
   


[1] Чудеса Православия. http://www.rus-sky.com/miracles/

[2] Чудеса Православия. http://www.chudesnoe.ru/

[3] Русская иконопись. http://warlamova.narod.ru/iconopis.htm

[4] Троицкое чудо. http://www.blagoslovenie.ru/client/chudesa/3.htm

[5] "Малый" юбилей в киевском монастыре. http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=1002130

[6] Ланчанское чудо. http://azbyka.ru/tserkov/chudo/5g14_1-all.shtml


Walter Orlov, 2005 - 2006

Home

Hosted by uCoz